Версия для слабовидящих

Бондаренко Елена Анатольевна воспитатель

Особенности общения детей 4–6,5 лет

Особенности общения детей 4–6,5 лет

Особенности общения детей 4–6,5 лет
Важная потребность этого возрастного этапа – общение с другими детьми. Они начинают играть вместе, придумывают сюжеты, учатся договариваться. Большинство формирующихся дружеских связей являются не очень стойкими. За день ребенок может несколько раз поссориться и помириться. И вмешательство взрослых в этот процесс хорошо только в случаях, если примирения не происходит или если у ребенка слабо развиты навыки вербального установления контакта. В этом случае вместо "Привет, давай дружить" или "Давай играть" ребенок начинает толкаться, разрушать то, что другие строят, и т. д. – т. е. привлекать к себе внимание невербальными способами. Тогда с помощью игры можно потренировать разные способы установления контакта, варианты поведения в случае, если с ребенком не хотят играть в предложенную им игру – т. е. помочь ему освоить важные навыки общения.
Как взрослым вести себя в ситуации детских конфликтов? Если ребенок прибегает с жалобой на несправедливое поведение друга, важно, чтобы взрослый помог ребенку разобраться в ситуации. Алгоритм в этом случае такой:
Посочувствовать и подтвердить, как неприятно, когда отнимают игрушку и/или не хотят брать в игру, но не предлагать тут же уходить домой или больше никогда не общаться с этим мальчиком (девочкой).
Дать ребенку возможность успокоиться. Он вполне может некоторое время посидеть около взрослого и подуться.
Предложить варианты выхода из ситуации: поиграть сначала в игру другого ребенка, потом в его; поиграть с другими детьми; сказать обидчику, что не нравится в его поведении и т. д., – предоставив ребенку возможность самому выбрать вариант поведения и осуществить его.
Чем меньше взрослые вмешиваются в конфликты детей, тем лучше. В противном случае, пресекая сложные ситуации или уводя от них ребенка, родители не смогут обучить его способам выхода из конфликта. И ему будет трудно поддерживать дружеские отношения, т. к. он усваивает паттерн поведения: всё должно быть правильно (часто это означает: "все играют в то, что я говорю"), а если не так – то "это плохие дети, и с ними не надо дружить". Но контакт со сверстниками в этом возрасте необходим. И ребенок снова будет пытаться его с кем-нибудь установить и опять – до первого конфликта.

Просмотров: 258